Если педагог реализует свою воспитательную деятельность преимущественно как классный руководитель, то перед ним встает задача представить ее в соответствующем документе – плане работы классного руководителя. Однако с этим связана одна давняя проблема – проблема крайнего формализма подобных планов. Зачастую классный руководитель составляет свой план только для того, чтобы отчитаться им перед администрацией. Как избежать этого, как превратить план в полезный инструмент организации воспитательной деятельности педагога?
Распространённые ошибки. Упомянутая проблема возникает главным образом из-за категоричности школьной администрации, требующей, чтобы классный руководитель уже в начале учебного года предоставлял полный и подробный план своей работы с классом. На наш взгляд, это требование лишнее. Ведь классный руководитель работает с людьми, у которых есть свои собственные потребности, интересы, ценности, идеалы, страхи, прихоти, капризы, и они к тому же еще постоянно меняются. А еще у них есть собственные жизненные проблемы, личные трагедии, неурядицы, которые и вовсе невозможно предугадать. То же самое можно сказать и о классе в целом – внезапно вспыхнувшие внутренние конфликты, возникшее противостояние с параллельным классом, повальное увлечение компьютерными играми, не предназначенными для детей, или какая-то иная проблема. Все эти вновь возникающие обстоятельства обязательно должны находить отражение в изменении работы классного руководителя, в выборе им новых приоритетов и новых способов своей профессиональной деятельности. И все это совершенно нельзя учесть при планировании, потому как подобные ситуации просто непредсказуемы. Так какой же смысл подробно расписывать свою будущую работу, которая заведомо изменчива и во многом ситуативна?
Заблуждением является и использование плана классного руководителя как средства контроля качества организуемого им воспитательного процесса. Какой прок от такого контроля? Может быть, он будет стимулировать классных руководителей к воспитанию детей? Но это невозможно! К осуществлению воспитательной деятельности нельзя принудить, можно лишь принудить ее имитировать! Проверяя план работы классного руководителя, можно сделать вывод лишь об одном – об искусстве классного руководителя составлять такие планы: грамотно формулировать цели, изящно выводить из них задачи, красиво распределять все запланированные мероприятия по многочисленным ячейкам единой таблицы плана-сетки… И более ничего. Вот если бы заместители директоров по воспитательной работе находили время провести совместно с каждым классным руководителем профессиональный анализ этих планов, пользы было бы куда больше. Ведь заинтересованный, поддерживающий анализ поможет классному руководителю избежать возможных проблем и ошибок в будущем – тогда, когда он будет реализовать запланированное.
Как это может выглядеть? Структура плана должна быть предельно простой, чтобы сократить время его заполнения и дать классному руководителю возможность уделить больше внимания реальной работе с детьми. Лучше всего позволить ему формировать план так, как удобнее ему самому. Например, все планируемые дела можно распределить по основным видам совместной деятельности классного руководителя и школьников. При этом нет необходимости перечислять в плане все возможные виды такой деятельности: достаточно указать лишь те, которые выбраны самим классным руководителем в качестве наиболее приемлемых для его работы с классом (их может быть всего 4-5). В ячейки плана можно вписывать конкретные дела, которые классный руководитель планирует проводить в рамках того или иного вида деятельности. В колонке слева можно указывать приблизительные сроки (насколько они известны классному руководителю на момент составления плана) проведения таких дел.
Выглядеть план-сетка работы классного руководителя может, например, следующим образом.
Проблемно-ценностное
общение
|
Трудовая и социально-ориентированная деятельность
|
|
Игровая и
досугово-развлекательная деятельность
|
Спортивная и туристско-краеведческая деятельность
|
Участие класса в общешкольных делах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно ли иначе? Можно попробовать организовать план иначе — например, в соответствии с направлениями воспитания: нравственное, экологическое, патриотическое и т.п. Однако эта классификация может вызвать определённые трудности при составлении плана: некоторые формы работы с детьми невозможно однозначно «привязать» к тому или иному направлению. В частности, турпоход, на первый взгляд, следует отнести к оздоровительному направлению. Но если это поход, например, по местам боёв Великой Отечественной войны, и ребята разыскивают очевидцев тех событий, ведут запись их воспоминаний, знакомятся с достопримечательностями края и т.п., то такой поход способствует скорее общекультурному, духовно-нравственному, патриотическому направлениям. А если школьники будут оказывать старикам, с которыми знакомятся во время похода, ещё и посильную помощь, их дело приобретёт и социальную направленность. Таким образом, чёткого соотношения форм организации деятельности школьников и направлений воспитания не существует, и очень многие формы носят комплексный характер. В рамках каждой из них классный руководитель может создавать условия для разнонаправленного воспитания и развития личности.
Что затем? После определения структуры плана необходимо наполнить его конкретным содержанием: в соответствии с поставленными целями подобрать дела, события, мероприятия, которые будут способствовать достижению поставленных целей. По нашему мнению, план будет носить менее формальный и более практический характер, если в процессе его составления придерживаться следующих принципов:
- план не может быть подробным, точным и полным — это лишь примерный набросок будущей деятельности педагога;
- план может заполняться постепенно, представляя собой синтез прогностических и дневниковых записей (например, треть содержания плана может оформляться в начале учебного года, треть — перед началом каждой новой четверти или триместра, и треть — по мере фактического проведения тех или иных мероприятий);
- план может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе классного руководителя или всей школы изменениями (организационными, кадровыми, финансовыми и т.п.).